Состоялась 69 научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования. Верховский: наследие»

16-18 мая 2024 года прошла 69 научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования. Верховский: наследие». 

Приветствованные слова произнесла проректор по научной работе РГПУ имени А. И. Герцена Светлана Анатольевна Писарева, которую тепло встретили организаторы и гости конференции как близкого по духу человека, выпускницу факультета химии. Светлана Анатольевна отметила актуальность программы конференции и важность сохранения традиционных ценностей средствами химического образования, отраженную в программе конференции.

В работе конференции, проходившей в смешанном формате, приняли участие более 100 активных участников из образовательных учреждений Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан. С докладами выступили представители Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского, Ленинградского областного института развития образования, Московского государственного университета, Национального исследовательского центра «Курчатовский институт, Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского высшего танкового командного училища, Нижегородского института развития образования, Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, Псковского государственного университета, Смоленского государственного университета, Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова, Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Юргинского технологического института, Белорусского государственного университета имени Максима Танка, г. Минск, Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, г. Витебск, Полоцкого государственного университета им. Евфросинии Полоцкой, г. Полоцк, Казахского национального педагогического университета им. Абая

Конференция началась разделом «2024 — год семьи», где были представлены пронизанные личным контекстом доклады о педагогических династиях, связанных с химическим образованием и становлением образования в постреволюционной России. В дальнейшем ходе конференции докладчики от всего сердца и вне программы добавляли семейные истории в общую историю химического образования.

Продолжил историческую тему доклад участников школьного проекта 168 школы Центрального района Санкт-Петербурга «Создание сборника химических задач на основе материала об истории ленинградской блокады», отражающий потенциал патриотического воспитания в обучении химии.

Основная программа конференции охватила как традиционные аспекты методики обучения химии в школе и вузе, так и актуальную дидактическую проблематику. Обсуждались результаты химико-педагогических исследований по проблемам преемственности содержания обучения химии и средств обучения в системе школа-вуз, варианты совершенствования содержания обучения химии в школе, задачи профилизации и профориентации обучения химии в связи с внедрением новых форм, методов и средств обучения: STEAM-образование, методика «перевернутого класса», микрообучение, работа с одаренными детьми. Развивающий потенциал обучения химии раскрыт авторами на примере технологий развития критического мышления при работе с внеучебными текстами, способов активизации познавательной деятельности учащихся при работе с мотивационной сферой учеников. Задачный подход раскрыт в докладах о дидактическом потенциале олимпиадных задач, формировании функциональной грамотности, в прослеживании межпредметных связей, в описании вариантов проектной и исследовательской деятельности школьников. Несколько докладов посвящены проблемам преемственности урочной работы и внеурочной деятельности в обучении химии, связи с дополнительным образованием. Доклады по проблемам включения методик работы с нейросетями и искусственным интеллектом в обучения химии в школе и вузу вызвали дискуссию на полях конференции.

На конференции также были представлены удачные учебные практики: интерактивная химическая лабораторная «ГерценЛаб», модульно-рейтинговая технология, педагогическое сообщество «Клуб любителей химии», геймификация обучения, результаты применения инвариантного подхода в вузовском обучении.